Процесс создания и упаковки франшизы может быть длительным и затратным. Поэтому, прежде чем приступить к нему, рекомендую самостоятельно, по описанным ниже критериям, определить готовность бизнеса к масштабированию через франчайзинг. Это сохранит время и деньги, оградив от создания франшизы, которая не будет востребована рынком. Кроме того, предложенные критерии покажут зоны роста бизнеса, к которым нужно стремиться, чтобы создать франшизу, успешно работающую долгие годы.
Надо иметь в виду, что существует ряд бизнесов, которые упаковывать не рекомендуется, в большей степени это связано с личностью владельца, подробнее об этом изложено в критерии номер 4.
Критерий №1
Бизнес должен быть проверен временем
Здесь уместна народная мудрость: «Чем дольше, тем лучше». Чем дольше работает бизнес, который предстоит масштабировать через франчайзинг, тем надежней будет франшиза.
В современном международном сообществе франчайзинг подразумевает продажу проверенной временем, и поэтому, низко рискованной модели бизнеса. Покупка франшизы — это приобретение успешного предпринимательского опыта, изложенного в стандартах, инструкциях и правилах.
Кроме времени, нет никакой другой «лакмусовой бумажки», тестирующей готовность бизнеса на жизнеспособность будущей франшизы.
Компании, которые пренебрегают данным критерием и выпускают в мир франшизы на «новорожденный» бизнес, часто имеют лишь сиюминутную выгоду. Они могут столкнуться с негативной обратной связью от франчайзи и судебными тяжбами, в итоге либо вынуждены закрыться, либо работать, имея груз множества не выполненных обязательств.
Если Вы масштабируете бизнес, проверенный временем и знаете, как получать прогнозируемые результаты, тогда, продавая франшизу, Вы уверены в успехе партнеров и справедливо получаете денежные потоки в виде паушального платежа и роялти.
Рекомендация: приступать к созданию и продаже франшизы не ранее, чем через год с момента запуска бизнеса и выхода на стабильный рост чистой прибыли. Идеальный возраст бизнеса для создания франшизы — более трех лет работы компании в режиме стабильного роста чистой прибыли.
Если бизнесу менее года, упаковать его во франчайзинг можно, но продавать франшизу — не рекомендуется. Компаний, продающих франшизы на «сырой» бизнес на российском рынке — сотни. И именно эти компании попадают в списки «черных франшиз», они имеют негативные отзывы клиентов и франчайзи и испорченную репутацию.
Критерий № 2
Финансовая модель франшизы должна быть прибыльной для франчайзи
Перед тем, как запустить процессы упаковки франшизы, необходимо посчитать, будет ли бизнес прибыльным для покупателей франшизы.
Для этого необходимо разработать финансовую модель, используя таблицу Exсel, в которой следует предусмотреть:
✓ инвестиции на запуск бизнеса франчайзи, включая паушальный платеж;
✓ постоянные расходы;
✓ переменные расходы;
✓ прогнозный план продаж франчайзи, который рекомендуется сделать на два года.
«Подводные камни» при создании финансовой модели франшизы
1) Указывать не полный перечень необходимых инвестиций на запуск бизнеса, или занижать их размеры.
2) Указывать НЕ объективные цифры. Не советую намеренно завышать значения показателей среднего чека и количества чеков, представляя бизнес лучше, чем он есть на самом деле.
Не рекомендую создавать франшизу в том случае, если данные финансовой модели показывают:
► низкую рентабельность бизнеса, например, менее 10 процентов;
► длительный период окупаемости. Например, при инвестициях до 1 000 000 руб. период окупаемости от двух лет потенциальным франчайзи будет не интересен;
► низкую чистую прибыль при больших операционных расходах.
В случае, если полученные результаты финансовой модели не показывают позитивную динамику роста прибыли, подумайте, как сократить расходы без ущерба для качества товаров или услуг. Если сокращать не получается, от создания франшизы рекомендую отказаться.
Критерий № 3
Наличие денег на создание и упаковку франшизы
Создание и упаковка франшизы — процесс, требующий большого ресурса времени, знаний и определенной квалификации. Создание качественно проработанной франшизы занимает от трех до шести месяцев. Именно поэтому стоимость услуг у компаний-упаковщиков может составлять от 250 000 до 1 000 000 рублей.
При самостоятельной упаковке франшизы потребуются инвестиции:
1) на оплату услуг патентного поверенного за регистрацию Товарного знака и государственной пошлины, если Товарный знак не зарегистрирован;
2) на оплату услуг юриста за разработку франчайзингового договора;
3) на оплату услуг дизайнера за создание Бренд-Бука, если его нет или требуется ребрендинг;
4) на оплату услуг дизайнера за составление презентации франшизы и продающей страницы сайта;
5) на маркетинг и рекламу по продвижению франшизы.
Рекомендация: до начала создания франшизы сделайте расчет инвестиций на создание франшизы и определите срок их окупаемости.
Для этого укажите:
— подробно статьи расходов на создание франшизы;
— прогнозный план продаж франшизы, включающий товарную наценку, если речь идет о товарной франшизе;
— размер паушального платежа при продаже франшизы;
— размер ежемесячных роялти.
В процессе упаковки франшизы вносите в данный файл корректировки с учетом фактически понесенных расходов для определения итоговых затрат и расчета периода возврата вложенных средств.
Критерий № 4
Владелец бизнеса должен быть готов к управлению франшизой
Франчайзинг — это система, где оба партнера заинтересованы в успехе друг друга.
Потенциальные франчайзи выбирают перспективные компании для того, чтобы стать частью сильной и динамично развивающейся сети. Они рассчитывают на то, что компания будет активно расти и занимать лидирующие позиции на рынке.
Владелец франшизы должен быть заинтересован в успехе своих партнеров-франчайзи. Это — один из значимых факторов успеха всего направления. Поэтому необходимо постоянно уделять время поддержке и мотивации партнеров-франчайзи.
Особенно нужна поддержка на этапе запуска бизнеса франчайзи. Важно не оставлять без внимания вопросы и обращения партнеров, а также проявлять искренний интерес к их деятельности.
Недостаточно переложить этот процесс на плечи менеджеров. Для того, чтобы франчайзи было интересно оставаться в команде и не выходить из сети, у них должна быть к этому мотивация. Прямой контакт с владельцем франшизы — одна из важнейших ее составляющих. Хорошо, когда владельцы франшизы рассказывают о проектах, которые ведутся в компании, делятся планами на будущее и привлекают франчайзи к принятию решений, оказывающих влияние на всю сеть.
Для того, чтобы общение владельца бизнеса с франчайзи проходило конструктивно и с пользой для обеих сторон, полезно планировать и продуманно выстраивать «точки касания» с франчайзи, преследуя определенную цель — создать крепкую, лояльную к головной компании команду партнеров-франчайзи.
Если этого не сделать, партнеры, научившись самостоятельно вести бизнес, начнут терять мотивацию к развитию внутри франчайзинговой сети и, спустя время — интерес к партнерству.
Рекомендация: владельцу франшизы необходимо стать ключевым наставником для партнеров-франчайзи. Передача предпринимательского опыта, организация общих проектов, принятие совместных решений будут создавать увлекательную, мотивирующую среду для франчайзи, что напрямую будет способствовать масштабированию бизнеса.
Если владелец бизнеса не заинтересован в личном общении с франчайзи, с самого начала намерен делегировать их сопровождение менеджерам, создавать франшизу не рекомендуется.
Итак, бизнес готов к масштабированию посредством франчайзинга, если он: успешно работает несколько лет, по сделанным расчетам финансовых показателей будет доходным для тех, кто купит франшизу, владелец бизнеса в готов аккумулировать денежные средства и собственный временной ресурс на ее развитие.