Этапы создания франшизы
Автор статьи Ирина Ищенко, эксперт по франчайзингу
Опираясь на более чем 13-ти летний работы в сфере франчайзинга, мы разделили процесс создания и упаковки франшизы на десять этапов. Ниже перечислены все этапы с разъяснением необходимости каждого и его «подводными камнями».

I. Формулирование Уникального Торгового Предложения франшизы
Необходимо для того, что бы франшиза была конкурентоспособна и привлекательна для потенциальных покупателей. Уникальное Торговое Предложение должно быть как у основного бизнеса, так и у франшизы.

Подводный камень: при составлении Уникального торгового предложения, внимательно изучите конкурентов. В случае, если конкурентный анализ НЕ проведен, существует риск создать франшизу, которая не будет востребована на рынке.

II. Регистрация Товарного знака
Необходима для защиты бренда и возможности передавать право пользования Товарным знаком на законном основании.

Подводный камень: срок регистрации Товарного знака может составлять до девяти месяцев, поэтому следует подать документы на регистрацию на начальном этапе создания франшизы.

III. Создание финансовой модели франшизы
Модель необходима потенциальным франчайзи для принятия решения о покупке франшизы. Она показывает сумму инвестиции на запуск бизнеса, ежемесячные постоянные и переменные расходы, точку безубыточности, рентабельность бизнеса и срок окупаемости инвестиций.

Подводный камень: для того, что бы франшиза выглядела более привлекательной, владельцы бизнеса иногда используют «приукрашенные» показатели финансовой модели: увеличивают количество чеков, средний чек или сокращают расходы на запуск бизнеса. Поддавшись этому соблазну головная компания подвергает риску свою репутацию, ведь рано или поздно правда станет известна франчайзи.

IV. Разработка юридического пакета документов
Франчайзинговый договор — основной регламентирующий документ, который регулирует сотрудничество с франчайзи. Помимо разработки франчайзингового договора, этот этап включает формирование договорных форм, которые требуются для работы франчайзи.

Подводный камень: для разработки франчайзингового договора не стоит привлекать юриста, который никогда не составлял подобные договоры, поскольку в этом случае не будут учтены многие нюансы сотрудничества с франчайзи, и формулировки договора могут быть составлены не в пользу головной компании.
Рекомендация: формулируя условия работы по франшизе, полезно задавать себе вопрос: «Если бы Я был потенциальным франчайзи, стал бы сотрудничать на таких условиях?»

V. Разработка Франчайзи-бука
Франчайзи-бук содержит информацию, необходимую франчайзи и его сотрудникам для запуска бизнеса и ведения операционной работы.
Содержание документов Франчайзи-бука делится на два типа:
1) Регламентирующие документы: Стандарты работы, Инструкции, Положения, Требования к помещению и т.д.
2) Информационного характера: пошаговый запуск бизнеса, как работать с проверяющими органами и т.д. Эта информация рекомендательного характера, основывается на полученном опыте головной компании.
Франчайзи-бук содержит:
✓ стандарты и правила, регламентирующие запуск бизнеса и деятельность франчайзи;
✓ описание бизнес-процессов, включая Бренд-бук;
✓ должностные инструкции, примеры объявлений с вакансиями на подбор сотрудников.
Информацию во Франчайзи-буке делится на категории, например:
✓ продукты и услуги;
✓ продажи;
✓ маркетинг;
✓ персонал;
✓ контроль и отчетность.

Подводный камень: для комфортного использования и структурирования информации сделайте удобное «Содержание» Франчайзи-бука и разместите файлы по разделам таким образом, чтобы можно было быстро найти любой документ. Заранее решите, где будет храниться эта информация. Ссылка на любое облачное хранилище данных для серьезной компании не подходит.
Многие франчайзинговые компании используют IT-платформы, на которых размещена вся информация, необходимая для работы по франшизе. В этом случае франчайзи и его сотрудникам открывается доступ к личному кабинету, где дополнительно можно задавать вопросы специалистам головной компании и оперативно получать ответы.

VI. Разработка маркетингового плана продажи и продвижения франшизы
Требуется для определения целевой аудитории потенциальных франчайзи, выстраивания стратегии продаж и продвижения франшизы.
Подводный камень: ошибочно полагать, что для продаж франшизы достаточно постов в социальных сетях и выделения бюджета на SMM. Для стабильных продаж необходима широкомасштабная работа, результаты которой будут определять ход развития направления франчайзинг.

VII. Разработка презентации франшизы и продающей страницы сайта
Сайт и презентация с описанием бизнеса и условиями работы по франшизе необходимы для продажи франшизы, являются первыми точками касания с потенциальными франчайзи.
Подводный камень: часто владельцы бизнеса, желая сэкономить, презентацию и сайт заказывают у фрилансеров. Этот выбор чреват низким качеством исполнения работ, и напрямую негативным образом скажется на конверсии и количестве проданных франшиз.

VIII. Продажа франшизы
Этап включает в себя определение портрета потенциального франчайзи, выстраивание схемы и каналов продаж, а так же осуществление первых продаж франшизы.
Подводный камень: наиболее распространенная ситуация при запуске франшизы — когда быстрее хочется «выйти» на первые продажи, не обращая внимание на личностные и деловые качества потенциального франчайзи. В случае, если франшизы будут проданы людям, которые не соответствуют сформированному портрету франчайзи, появляется риск несостоятельности всего направления франчайзинг из-за халатности, отсутствия опыта или мотивации франчайзи.

IX. Обучение франчайзи
На этом этапе составляется программа первичного обучения франчайзи и его сотрудников. Для этого требуется привлечение специалистов головной компании, и организация практики на действующем объекте головной компании. Кроме первичного обучения необходимо сформировать программу системного обучения и аттестации сотрудников франчайзи.

Подводный камень: иногда, идя на встречу пожеланиям франчайзи, головная компания сокращает сроки обучения, уплотняя его до одного-двух полных дней. Это влечет за собой низкое усвоение материала, большое количество вопросов от франчайзи и, как следствие, ошибки при запуске бизнеса, которых можно избежать в случае методической и планомерной подачи обучающего материала.

X. Управление франчайзинговой сетью
Наиболее важным этапом, от которого зависит успех всего направления франчайзинг, является выстраивание гармоничных отношений с франчайзи и постоянная поддержка, а так же системная работа над повышением уровня удовлетворенности и лояльности партнера.
Подводный камень: необходимо научиться балансировать между выстраиванием хороших взаимоотношений с франчайзи и системой контроля. Принципиально важно участие владельца головной компании в процессе партнерства, и не менее значимы компетенции менеджеров, сопровождающих франчайзи.
Важные детали
Одна из распространенных ошибок процесса создания франшизы, от которой может пострадать ее репутация в глазах новых франчайзи — это низкий уровень подготовки текстовых документов, составляющих большую часть наполнения франшизы. Это файлы с документами: Бренд-Бук, Франчайзи-Бук, Маркетинг-кит, франчайзинговый договор и т.д. Их подготовке нужно уделить особое внимание.
Важно избежать орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок, «воды» и неясности в содержании текста. Информацию излагайте ясно и кратко. Для получения обратной связи на четкость изложения можно передать документы нескольким коллегам. Полезно вычитать любой текст два-три раза, можно воспользоваться услугами редактора и корректора текста.
Еще один важный момент, когда франшиза уже запущена: необходимо отслеживать изменения, происходящие внутри головной компании и оперативно вносить правки во франчайзинговый пакет.
Когда в компании готовится к запуску франшиза, нужно договориться с сотрудниками о том, чтобы, во-первых, происходило информирование франчайзи об изменениях, во-вторых, утвержденные новшества должны оперативно вноситься в франчайзинговый пакет.
Этот сайт обрабатывает cookies с целью персонализации сервисов, и чтобы пользоваться веб-сайтом было удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь на использование файлов куки и передачей данных службам веб-аналитики.

Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования cookies.